Присадки — одна из самых спорных тем среди автомобилистов. Наподобие таких, как «Что лучше — механика или автомат» или «ставить или не ставить газ». Одни считают, что добавки в топливо или масло — это, в лучшем случае, плацебо. Другие считают их важным дополнением, без которого машина просто не сможет ездить. Истина, как всегда, посередине.
Для чего они предназначены, в каких случаях их нужно использовать и как правильно заливать присадку в двигатель — расскажем в этом материале.
Присадки в двигатель – какие и для чего бывают
Многие скептики считают, что можно всю жизнь проездить на автомобиле, ни разу не заливая никакие чудодейственные добавки. Нужно сразу сказать: они не правы от слова «совсем». Ибо присадки содержатся в любом моторном масле, в любом топливе, которые использует каждый водитель. Просто их поместили туда без его участия, еще на заводе. Специальные вещества стабилизируют горючее, придают дополнительные свойства маслу. В принципе, часто этого бывает достаточно. При условии, если горюче-смазочные материалы качественные. Но так бывает не всегда.
Улучшение качества ГСМ — только одна из задач присадок. Кроме этого, полезные вещества решают еще целый спектр проблем, речь о которых пойдет ниже. Начнем с классификации.
Детально: Как восстановить пластик в машине своими руками — 4 годных совета
Что такое присадка для двигателя?
Присадка для двигателя — это химическое вещество, которое добавляется к моторному маслу в двигателе авто для улучшения его производительности, защиты от износа и продления срока службы.
Виды присадок
Основный критерий, по которому можно разделить присадки — место их применения. Варианта два:
- Топливо (заливаются в горловину бензобака).
- Масло (заливаются в двигатель, через заливочную пробку).
Первый тип существует в двух вариантах: присадка для бензинового двигателя и для дизельного топлива. Назначение у каждой из них разное. Также различные цели преследуют присадки для масел.
Анализируем: Можно ли смешивать моторные масла — 7 аргументов «за» и «против»
Функции присадок
По принципу действия их можно сгруппировать в следующие категории:
- Повышающие октановое и цетановое число топлива. Добавка используется в случае, когда необходимо залить бензин с более низким октановым числом, чем предусмотрено заводом изготовителем, например, 92 вместо 95. Такие присадки повышают стойкость горючего к детонации, облегчая работу двигателя и предотвращая неисправности — стук пальцев, выход из строя клапанов и их рокеров, перегрев и снижение мощности ДВС. В настоящее время не очень актуальны из-за широкого распространения на АЗС высокооктанового топлива. Их можно иметь на всякий случай, если придется заправиться старым или некачественным бензином. Заливаются в бензобак.
- Дегидрирующие. Применяются, чтобы удалять влагу из топливной системы — бака и магистрали, накапливающуюся там вследствие выпадения конденсата, заправке во время дождя и присутствующую в горючем. Более актуально для дизельных двигателей — атмосферных и турбированных. Тогда, когда топливная система категорически не приемлет влагу, но иногда необходимо и для бензиновых. Также заливается в заправочную горловину бака.
- Депрессорные. Разработаны для дизельного топлива, чтобы предотвращать его кристаллизацию при низких температурах. Более известны под названием антигель. Их можно использовать в случае, если не удалось заправиться зимней соляркой или мороз нагрянул внезапно. Антигель борется с парафином, который в топливной системе — препятствует слипанию его кристаллов. Это присадка для дизельного двигателя, у бензина и других высокофракционных нефтепродуктов подобные проблемы отсутствуют. Заливается в топливный бак.
- Восстанавливающие. Они же — триботехнические составы. Используются для восстановления изношенных пар трения в двигателе: удаления царапин, сглаживания надиров. Способны компенсировать износ: восстановить микротрещины, вернуть эластичность сальникам и другим уплотнениям. Применение такого рода присадок при обкатке двигателя (нового или после капитального ремонта) ускоряет процесс и делает его эффективнее. Добавка заливается туда, куда и моторное масло — в горловину на клапанной крышке двигателя.
- Очищающие. Своего рода light-версия предыдущей группы. Но тут акцент делается больше на удаление загрязнений: нагара, отложений шлаков, очистка от ржавчины. Действие похоже на то, как работает промывка, но масло не нужно сразу сливать. Рекомендуются при засорении масляных каналов, залегании поршневых колец, маслосъемных или компрессионных. В незапущенных случаях такие присадки реально способны поднять мощность двигателя, увеличить компрессию, что позволит отложить капитальный ремонт движка. Тоже заливается туда, куда и масло.
- Антифрикционные. Самые одиозные и «чудодейственные» из всех типов. Часто эти присадки рекламировались как средство для защиты пар трения в случае полного падения давления масла. Например, при отказе насоса или разрушении картера. Независимые испытания подтверждали эффект, но частично: отмечали его краткосрочность и небезопасность для двигателя. Использовать эти вещества на основе вольфрама или дисульфида молибдена вместо смазки нельзя. А как добавки в масло — можно. Они существенно снижают трение деталей двигателя и дополнительно защищают от тепловых перегрузок.
- Керамические. Противоизносные и антифрикционные присадки, содержащие частицы нанокерамики. Наночастицы образуют стойкую защитную пленку, уменьшающую износ деталей автомобиля. Керамика остается на деталях даже после выключения двигателя, что позволяет впоследствии, после холодного пуска, трущимся парам работать не на сухую, а сразу в смазанном состоянии.
Кроме того, существуют еще другие, менее распространенные виды: противодействующие повышенному образованию дыма, например, или стабилизационные, повышающие или понижающие вязкость масла. Вполне возможно, что скоро разработчики автохимии выпустят на рынок еще какой-нибудь новый тип присадок, улучшающий параметры двигателя.
Стоит знать: Как выбрать компрессор для авто: 6 главенствующих параметров
Как правильно заливать присадку в двигатель
Универсальных средств, решающих все задачи и лечащих любые «болезни» двигателя, не существует. Каждый состав разработан специально для того, чтобы помочь убрать или нивелировать недостатки в пределах своей компетенции. Поэтому перед тем, как пользоваться присадками, владельцу авто необходимо диагностировать проблему. Только так добавки подействуют максимально эффективно.
Как определить проблему
Тип присадки
|
Симптомы/решаемые проблемы | Вид заливки |
Октаноповышающая | Использование бензина с октановым число ниже необходимого (А-92, Е85 вместо 95-го), стук пальцев при разгоне, проблемы с клапанами, рокерами | Бак |
Влагоудаляющая | Наличие воды в «стакане» дизельного топливного фильтра, проблемы с запуском, коррозия элементов топливной системы | Бак |
Восстанавливающая | Низкая компрессия в цилиндрах, падение тяги, эластичности, повышенный расход горючего и угар моторного масла | Масло |
Антигель | Применение летнего дизтоплива при температуре -5оС и ниже, запарафинивание системы, проблемы с пуском дизельного двигателя | Бак |
Очищающая | Низкое давление масла, (моргание или постоянное горение контрольной лампочки или пиктограммы на панели приборов), вибрация на холостых, быстрое потемнение смазки в моторе, засорение масляного фильтра | Масло |
Антифрикционные, керамические |
Большой пробег, снижение эксплуатационных характеристик двигателя, прочие проблемы, в том числе, вышеприведенные. Может использоваться как профилактическое средство |
Масло |
Антидымные, стабилизирующие, прочие | Локальные проблемы, указанные в описании к присадке | Масло или бак |
Дельные советы: Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля — 8 последовательных шагов
Как выбрать тип присадки
Не стоит пытаться объять необъятное. Лучше определить самую важную проблему, например, состояние топливной системы зимой, и решать в первую очередь ее. Можно заливать несколько присадок только тщательно проверив их на совместимость.
Не следует ждать от присадок чудес. Да, они улучшают трение, повышают давление масла и даже улучшают экономичность. Но если мотор уже имеет критическую выработку, стучит вкладыш или появились другие серьезные проблемы, поможет ему только капитальный ремонт.
Кроме двигателя и его компонентов, присадки иногда используются для других узлов и агрегатов, где также происходит трение:
- Насосы гидроусилителя руля;
- коробки передач, механические или автоматические;
- вариаторы, раздаточные коробки, редукторы мостов.
Цель их использования схожа: остановить разрушение, улучшить контакт и сцепление в паре трения, продлить срок службы.
Итак, присадка в двигатель — это не чудодейственный эликсир. Результаты воздействия даже самых лучших из них весьма скромны и сообразны законам физики. К тому же, проявляются со временем. Но их нельзя назвать «таблеткой плацебо», не повышающей ничего, кроме настроения. Эффект от присадок ощутим и весьма предсказуем.
Главное, употреблять их по назначению, четко следовать инструкции производителя, соблюдать дозировку, периодичность использования и смены масла. И помнить: ни один, самый лучший препарат, не может стать заменой тщательного ухода за автомобилем и его своевременного ремонта.
Читайте: Как выбрать тент для автомобиля — 8 ключевых аспектов