Киев
Сердце всей Украины!
Связаться с нами
  • Блог
  • Акции
  • Магазины
  • Что с моим заказом?
  • MOYO club
Укр Рус
Каталог товаров
Сравнения
Желания
Корзина
Корзина

Авторизируйтесь, чтобы получать персональные предложения.

Товар добавлено в сравнение

Виды зарядок для электромобилей — 3 категории, которые должен знать каждый водитель

Дата обновления: 26.11.2025 13:45

С появлением электромобилей перед водителями встала новая задача —  разобраться в том, как происходит подзарядка транспорта электричеством. В обычном авто всё просто: выбрал топливо — бензин или дизель — и вставил пистолет в бак. С электрокаром иначе. Здесь процесс сложнее и требует понимания вида зарядки и разъёмов. 

виды зарядок для электромобилей

Необходимо понимать виды зарядок для электромобилей, знать разницу в скорости подзаряда и ориентироваться в разных разъемах. Каждому владельцу важно разобраться, какой именно разъем зарядки электромобиля установлен в его машине. Какую максимальную мощность она поддерживает и какие станции ей подходят. Разберем три категории зарядки, которые должен знать каждый водитель.

Дельные подсказки: Как выбрать первую машину — 6 подсказок не прогадать с надежностью и ценой

Классификация зарядок для электромобилей

Существуют разные критерии, по которым классифицируют зарядные устройства для электрокаров. Три ключевые — это мощность зарядного устройства, режим (способ) заряда и способ применения зарядной станции. Рассмотрим каждую из них подробно.

Классификация зарядок для электромобилей

По мощности

Одно из главных отличий зарядок — это их мощность, от которой зависит скорость пополнения батареи. По выходной мощности зарядные устройства делятся на три типа:

  1. Медленная зарядка (slow) — низкая мощность до ~3-7 кВт. Это подпитка от сети 220 Вольт через переносное устройство (зарядный кабель) или от розетки. Пример: при мощности 3,7 кВт электромобиль с батареей ~40 кВт·ч будет заряжаться 11-12 часов. Такой способ часто используется дома ночью.
  2. Ускоренная зарядка (fast AC) — средняя мощность от ~7 кВт до 22-30 кВт. Достигается на специализированных настенных зарядных устройствах (настенных боксах) или трехфазных розетках. Например, станция мощностью 11 кВт способна зарядить ту же батарею ~40 кВт·ч за 4-5 часов. Ускоренные подпитки часто устанавливают на парковках, в торговых центрах — там, где автомобиль стоит 1-3 часа.
  3. Быстрая зарядка (rapid DC) — высокая мощность постоянного тока, начиная от ~50 кВт и выше. Используется на коммерческих станциях и трассовых электро-заправках. Современные экспресс-станции выдают 150-350 кВт, позволяя пополнить заряд до 80% за 20-40 минут (в зависимости от модели авто и емкости аккумулятора). На станции 150 кВт электромобиль с поддержкой такой мощности за полчаса получит сотни километров запаса хода. Самые новые установки 2024 года достигают 350+ кВт. Для грузового транспорта появляются даже мегаваттные зарядники типа Fast charger.

Реальная скорость заживления зависит не только от мощности станции. Она также ограничена тем, сколько тока способен принять сам автомобиль. Если машина поддерживает максимум 7 кВт, даже подключившись к станции 50 кВт, она будет заряжаться не быстрее 7 кВт.

Познавательная статья: Как восстановить пластик в машине своими руками — 4 годных совета

По режиму заряда

Другой способ классификации — по режимам (уровням) зарядки, определяющим тип тока и оборудование. В Европе принята система Mode 1-4 для обозначения способов заряда электромобиля.

Mode 1 — самый простой и медленный способ. Идет подпитка переменным током от розетки без коммуникативного оборудования. Такой подход уже считается устаревшим и применяется все реже. Он не обеспечивает контроль безопасности. Обычно ток ограничен до ~10-16 Ампер (около 2-3,7 кВт мощности). Полное заживление может длиться от 10 часов до суток.

Mode 2 — это зарядка от обычной розетки. Но используется не просто кабель, а переносное устройство с блоком управления (EVSE) для безопасности. Блок контролирует процесс и обеспечивает защиту. Мощность обычно до 3,7-7 кВт. Такой режим подходит для домашнего использования и при подключении к розетке на парковке. Время полной заживки среднего авто порядка 6-8 часов.

Mode 3 — это зарядка переменным током повышенной мощности. Она выполняется через стационарное оборудование: настенную или напольную станцию. Предусмотрена коммуникация между авто и станцией для безопасности и максимальной эффективности. Мощность может достигать 22 кВт (трехфазный ток 32 А). В этом режиме многие электромобили заряжаются за 3-4 часа. Все общественные AC-станции и домашние «Wallbox» работают в режиме Mode 3. Такие зарядки используют разъемы Type 1 или Type 2 для подключения.

разъемы Type 1 и Type 2

Mode 4 — это быстрая подпитка постоянным током. Станция подаёт DC-ток прямо в батарею, обходя бортовое зарядное устройство. Это самые «скоростные» зарядные станции (DC fast charge), которые могут за полчаса зарядить батарею до ~80%. Mode 4 требует выделенной мощной линии электропитания и специального оборудования. К этому режиму относятся все экспресс на 50 кВт, 100 кВт и выше, включая сети сверхбыстрых зарядок. Фирменные станции Tesla Supercharger также работают по этому принципу. Они способны за 20-30 минут восполнить до 50-80% заряда (мощностью до 250 кВт на новых версиях).

В Северной Америке часто используют терминологию Level 1, 2, 3, что соответствует Mode 1/2 (Level 1 — розетка 120 В, Level 2 — 240 В AC) и Mode 4 (Level 3 — DC быстрая зарядка). Суть одинаковая. Первые уровни — это медленная/умеренная зарядка переменным током. Самый высокий уровень — быстрое заживление постоянным током.

На заметку: Как выбрать пылесос для машины — 7 дельных советов

По способу применения

Зарядное оборудование также различается по способу применения, то есть по условиям установки и использования. Здесь выделяют три основных типа зарядных станций:

  • Коммерческие (стационарные напольные) станции. Крупногабаритные напольные зарядки, устанавливаемые стационарно на общественных стоянках, АЗС, вдоль трасс. Часто модульные и способные выдавать очень большую мощность (от 50 кВт и выше). Предназначены для одновременного заряда нескольких автомобилей и интенсивного ежедневного использования. На трассах установлены напольные быстрые, которыми пользуются десятки водителей в день.
  • Настенные станции (Wallbox). Стационарные зарядные устройства, монтируемые на стене в гараже, на парковке бизнес-центра или жилого дома. Обычно имеют мощность 7-22 кВт и используются для длительной подпитки: ночью дома или несколько часов на работе. Компактные размеры и удобство в том, что водитель всегда имеет личную «мини-станцию». Достаточно лишь припарковаться и подключить кабель.
  • Портативные станции. Переносные зарядки, которые водитель возит с собой. Это тот самый кабель Mode 2 с блоком (иногда с возможностью смены вилок под разные розетки). Мощность обычно 2-7 кВт. Такой «зарядник» можно подключить к любой подходящей розетке, что выручает в дороге, на даче или в гостях, где нет стационарной станции. Такое заживление идет медленно. Но портативное устройство даёт гибкость, можно подзарядиться в любом месте.

Читайте: Как выбрать зарядное устройство для авто аккумулятора — 11 подсказок

Типы разъемов зарядки электромобилей

Помимо мощности и режима, электромобили отличаются типами разъемов для подключения к зарядке. Разъем — это порт на самом авто (и соответствующий штекер на кабеле), через который поступает ток. В разных регионах мира исторически сложились разные стандарты. Каждый водитель должен знать, какой тип разъема у его электромобиля, чтобы пользоваться совместимой инфраструктурой. Здесь важен сам зарядный коннектор, который обеспечивает совместимость станции и авто.

Ниже приведена таблица основных разъемов электромобилей и их характеристики:

Тип разъема

Макс. напряжение, В

Макс. ток, А

Макс. мощность, кВт

Применение / Регион

Type 1 (J1772)

~230 (1 фаза)

32

~7,4

AC, Северная Америка и Азия (некоторые модели)

Type 2 (Mennekes)

400 (3 фазы)

63

до 22

AC, Европа (стандарт для легковых EV)

CHAdeMO

500 (DC)

125

~50-100

DC, Япония; используется на Nissan Leaf и других

CCS Combo 1

500-1000 (DC)

500

до ~350

DC, Северная Америка (Combo 1 = Type 1 + DC)

CCS Combo 2

500-1000 (DC)

500

до ~350

DC, Европа (Combo 2 = Type 2 + DC)

GB/T (AC)

220-380 (AC)

32

7,4-22

AC, Китай (национальный стандарт)

GB/T (DC)

~750-950 (DC)

250

~150-250

DC, Китай (национальный стандарт)

Tesla (NACS)

~500 (DC)

300+

до 250

AC/DC, США (фирменный разъем Tesla, NACS)

Примечание: CCS (Combined Charging System) — комбинированный разъем, объединяющий возможности AC и DC в одном порту. В Европе и США все новые модели электромобилей поддерживают CCS. В ЕС вариант Combo 2. В США —  Combo 1. Стандарт Tesla NACS изначально был фирменным у Tesla (известен как разъем Tesla в США), но в 2023-2024 годах получил признание в отрасли. Крупные автопроизводители объявили о переходе на NACS для рынка Северной Америки начиная с 2025 года. Таким образом, в США наметилось объединение вокруг нового стандарта разъема.

В реальных ситуациях разница разъемов означает, что не любой кабель подойдет к любому электромобилю. Как вариант, европейский водитель Nissan Leaf (у которого порт CHAdeMO) может заряжаться на быстрой станции только при наличии на ней кабеля CHAdeMO. На многих современных зарядных пунктах уже есть лишь разъемы CCS. Другой пример: американский электрокар с разъемом Type 1 не сможет подключиться к европейской розетке Type 2 без адаптера. Именно поэтому знание своего разъема и поддерживаемых стандартов так важно при планировании поездок на электромобиле.

разъемы CCS и CHAdeMO

Когда понятно, какие бывают виды зарядных станций и их категории, становится проще пользоваться электрокаром без лишних проблем. Водитель, знающий тип своего разъема и возможности батареи, без труда найдет подходящую зарядную станцию. Он не останется с разряженным аккумулятором вдали от дома. 

Инфраструктура развивается стремительно. Появляются новые сверхмощные зарядки, включая мегаваттные системы для грузовиков. Постепенно унифицируются стандарты. Но базовые типы разъемов электромобилей, уровни мощности и режимы зарядки остаются обязательными к пониманию. Осведомленность в этих вопросах позволяет продлить жизнь батарее, экономить время на заживлении и получать от владения электрокаром только положительные эмоции.

Стоит знать: Сколько стоит зарядить электромобиль в Украине на примере 4 моделей

Комментарии
Оставьте комментарий
Последние новости