Если моторное масло не подходит по типу и вязкости, оно не охлаждает двигатель, будет страдать смазка деталей. Усилится их трение, а значит ускорится износ. Продукт не справится с отводом тепла, температура повысится — это чревато перегревом, а в последствии заклиниванием. Слишком вязкое загустевает при холодном старте, что затрудняет работу мотора, увеличивает нагрузку на аккумулятор и стартер. Неправильная вязкость увеличивает сопротивление движению деталей и повышает расход топлива. Такая эксплуатация авто влетает в копеечку.
К тому же, автомасло, не предназначенное для конкретного двигателя, не справляется с удержанием и выведением загрязнений. Образовывается шлам и нагар на внутренних компонентах двигателя. Снижается его производительность, провоцируя поломку.
Какое выбрать моторное масло: на что обратить внимание
В инструкции к машине производитель указывает, какое масло подходит для его двигателя. В ней описывается тип (синтетическое, полусинтетическое или минеральное), класс вязкости (как вариант, SAE 5W-30), допуски и спецификации в соответствие стандартам API, ACEA или собственным допускам производителей: VW 504.00, MB 229.51 и другим.
Для холодов лучше выбирать с низким зимним индексом, например, 0W или 5W, чтобы был легкий запуск двигателя в мороз. В жару важен индекс вязкости при высоких температурах (вторая цифра: 30 или 40), чтобы сохранялись свойства при сильном нагреве. У кого новое авто, лучше использовать синтетическую разновидность. Она наилучшим образом препятствует появлению коррозии, защищает мотор из-за улучшенных характеристик. Для тачек с большим пробегом иногда стоит купить смазочный продукт с повышенной вязкостью. Такой лучше защищает изношенные детали двигателя. Продается с пометкой «High Mileage».
Для езды в пробках, с частыми остановками и стартами, есть смысл взять то, что с повышенными моющими свойствами, чтобы предотвратить образование отложений. Для длительных поездок или при нагрузках (буксировка прицепа) выручает продукт с высокой термостойкостью масел.
В копилку опыта: Чем промыть систему охлаждения в автомобиле — 8 шагов в инструкции
Как выбрать автомасло по вязкости
Вязкость — это способность жидкости сопротивляться течению. Показатель определяет, насколько она остаётся текучим при низких температурах и насколько стабильно при высоких. Характеристики с маркировкой 5W-30 означают:
- 5W — степень текучести продукта при низких температурах загущения (зимний показатель, «W» означает «Winter»).
- 30 — вязкость при рабочей температуре двигателя.
Чтобы выбрать подходящее, ориентируются на рекомендации производителя, описанные в инструкции по эксплуатации автомобиля. Для современных двигателей часто рекомендуются с вязкостью 5W-30 или 0W-20.
Если в регионе холодная зима, выбирают продукт с низким зимним индексом (0W или 5W), чтобы они оставались текучим при запуске двигателя в мороз. В жару, ради сохранности стабильности при высоких температурах, смотрят на второй индекс: 40 или 50. Для новых машин обычно подходят маловязкие (0W-20, 5W-30), которые минимизируют трения. Если двигатель изношен, потребуется высокая вязкость 10W-40, 15W-50 для компенсации зазоров в механизмах.
Стоит знать: Как выбрать антифриз для автомобиля — 6 ценных советов для водителей
Минеральное, синтетическое и полусинтетическое: какое выбрать моторное масло
Минеральное получают из нефти при минимальной переработке. У него базовые защитные и смазывающие свойства, которые уступает по эффективности другим типам. Плотность и вязкость выше, чем у синтетических. Быстрее портится при высокой температуре и загустевает в морозы. Дешевле других разновидностей. Подходит для старых автомобилей и двигателей, рассчитанных на низкооборотистую работу. У него слабая термостабильность. Требует замены чаще обычного: каждые 5-7 тысяч км пробега.
Синтетическое производят через химический синтез. У него высочайшие характеристики по вязкости, стабильности и долговечности, поэтому берут для современных авто с высокими требованиями к работе двигателя. Характеризуется прекрасной текучестью при низких, и стабильной вязкостью, при высоких температурах. Устойчивость к окислению придают ему больший срок службы. Оставляет минимальные отложения в моторе, поэтому способствует снижению износа. Отсюда эффективность работы в морозы и в жару. Замена происходит реже: через 10-15 тысяч км пробега. Уменьшен расход топлива за счёт оптимальной вязкости. У него высокая цена, которая не всегда оправдана для старых двигателей, так как может вызывать утечку масла через изношенные уплотнения.
Полусинтетическое представляет собой смесь минерального и синтетических компонентов. Оно считается компромиссом между ценой и качеством, сочетая лучшее в обеих категориях. У него средние антиокислительные свойства, приемлемая текучесть при низких температурах, более стабильное поведение при нагрузках, чем у минерального. Долговечнее и стабильнее, требуется замена каждые 7-10 тысяч км. Подходит владельцам авто среднего класса с умеренными требованиями к нагрузке. А также для двигателей с пробегом, где синтетическое масло может быть слишком агрессивным.
На заметку: Рейтинг 10 моторных масел — синтетических и полусинтетических
Классификация масел: API, ACEA и ILSAC
Моторные масла классифицируются по международным стандартам, которые помогают выбрать подходящее для различных двигателей. Разберём их в таблице:
Стандарт |
Категории |
Особенности |
API — разработанный Американским институтом нефти |
Каждая категория дополняется буквой, которая указывает на уровень технологического развития масла: чем дальше буква от начала алфавита, тем современнее продукт |
Пример расшифровки:
|
ACEA — разработанный Ассоциацией европейских автопроизводителей |
Каждой категории присваивается номер, указывающий на уровень спецификации. Чем выше номер, тем современнее продукт |
Пример расшифровки:
|
ILSAC — разработанный комитетом производителей двигателей США и Японии |
Ориентирован на легковые авто и лёгкие грузовики, обеспечивая экономию топлива. Маркируются буквами GF с добавлением номера версии, который указывает на уровень спецификации.
|
Пример расшифровки:
Подходит для автомобилей, произведённых в США, Японии и Корее |
Чтобы выбрать масло для авто по классификации, проверяют рекомендации производителя. В инструкции к транспортному средству указаны подходящие: API SN, ACEA C3 или ILSAC GF-6. Старые машины требуют жидкостей с более низкими спецификациями, современные — с новейшими стандартами. Для европейских моделей ориентируются на ACEA, для азиатских и американских — API или ILSAC.
К слову: Можно ли смешивать моторные масла — 7 аргументов «за» и «против»
На что еще стоит обратить внимание при выборе моторных масел для автомобиля
Учитывают дополнительные свойства автомасел.
- Моющие особенности: современная продукция содержат присадки, которые предотвращают образование шлама внутри двигателя.
- Антифрикционные добавки: снижают трение между деталями, что особенно важно для спортивных автомобилей и машин с высокими оборотами.
- Антиоксидантные свойства: увеличивают срок службы жидкости, предотвращая его окисление при высоких температурах.
- Совместимость с системами очистки выхлопа (DPF, катализаторы): масла с низкой зольностью (Low SAPS) подходят для авто с сажевыми фильтрами и катализаторами (ACEA C2, C3, C4).
Перед покупкой проверяют дату производства масла. Срок годности большинства из них 3-5 лет при правильном хранении. Если сохранялось при влажности и перепадах температур, есть вероятность, что испортилось. Выбирают продукцию проверенных брендов (Mobil, Shell, LIQUI MOLY) и у официальных дистрибьюторов. У них строго контролируется качество. Некоторые двигатели требуют масла с пониженным уровнем вредных выбросов и уменьшенным содержанием фосфора, серы и сульфатной зольности (Low SAPS). Это актуально для авто с гибридными двигателями и системами снижения выбросов.
Некоторые производители масел предъявляют свои требования. Например:
- VW 504.00/507.00 — для Volkswagen Group.
- MB 229.5 — для двигателей Mercedes-Benz.
- BMW Longlife-04 — для BMW.
- Dexos 2 – для автомобилей General Motors.
Важно, чтобы жидкость соответствовала допускам, указанным в инструкции.
Из статьи понятно, что правильно подобранное масло надёжно поддерживает ресурс мотора: снижает его износ, улучшает производительность и экономит средства на ремонт. Главное — регулярность ухода за машиной и своевременная замена моторного масла. Тогда двигатель бесперебойно проработает годами.
Читайте: Как выбрать канистру для бензина — 6 признаков качества